Причины непослушания.
Сюда входят : достойный пример взрослых,словесные и письменные инструкции,просьбы, обучение, обеспечение ребенку самому возможности учиться и набираться различного опыта, в том числе умения отдыхать.Наказание тоже есть в этом списке, но это только один из многих способов обеспечения дисциплины, причем наиболее отрицательный и примитивный.
Часто дети восстают не против самих правил,а против способов их «внедрения».Само слово указывает на силовые методы.Кроме того, психологи выделили 4 основных причины серьёзных нарушений поведения детей.
Это особенно полезно помнить родителям, желающим как можно меньше огорчать детей и избегать конфликтов с ними.В результате они идут на поводу у собственного ребенка.Это попустительский стиль воспитания.
2.Правил, ограничений, требований, запретов, не д.б. слишком много, и они д.б. гибкими.
Это правило предостерегает от другой крайности — воспитания в духе «закручивания гаек «, авторитарного стиля общения.
3.Родительские установки не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка.
Родителям часто досаждает «чрезмерная» активность детей : почему им надо так много бегать, прыгать, шумно играть, все хватать, открывать, разбирать? Ответ прост:все это и многое другое — проявления естественных и очень важных для развития детей потребностей в движении, познании, упражнении.Запрещать подобные действия , все равно , что пытаться перегородить полноводную реку.Лучше позаботиться о том , чтобы направить ее течение в удобное и безопасное русло.Исследовать лужи можно, но только в высоких сапогах, играть в мяч — не в помещении и подальше от окон, бросать камни в цель, если организовать все так , чтобы никто при этом не пострадал.Другой пример относится к школьному возрасту. Начиная лет с 10 — 11 ребятам особенно важно общаться со сверстниками, мнение которых они уважают больше, чем взрослых.Ребята часто перестают слушаться родителей, и последствия этого могут быть опасными.Чтобы избежать осложнений, родителям стоит быть особенно осторожными в запретах «не дружить», «не ходить», «не участвовать». Нужно быть уверенным, что ребенок не воспринимает их как угрозу его статуса в группе ребят. Если родители в это время войдут в затяжной конфликт с ребенком, то согласия со своим мнением они не достигнут, а контакт и доверие могут потерять.Что же делать родителям? Самое главное — быть носителями и проводниками общих и непроходящих ценностей: честности, трудолюбия, уважения к личности другого. Многие из таких ценностей взрослый может обсуждать с ребенком и реализовать во взаимоотношениях с ним, а это дар, который ищет и надеется получить ребенок.
4.Правила, ограничения, требования д.б. согласованы взрослыми между собой.Бывает, что мама говорит одно, папа — другое.Ребенок начинает настаивать на своем, «раскалывая» ряды взрослых.Отношения между взрослыми членами семьи лучше от этого не становятся.Даже если один родитель не согласен с мнением другого, лучше в эту минуту промолчать, а потом , уже без ребенка , обсудить разногласие и придти к общему мнению.Надо помнить, что дети постоянно испытывают наши требования «на прочность», и принимают только то, что не поддается расшатыванию.В противном случае предпочитают настаивать, ныть, вымогать.
5.Тон, которым сообщено требование и запрет, д.б. дружественным, разъяснительным, а не повелительным.Любой запрет желаемого для ребенка труден,тем более если произнести это сердитым или властным тоном.На вопрос:»Почему нельзя?» не стоит отвечать:»Потому, что я так сказал»,»Нельзя и все!»Нужно коротко пояснить:»Уже поздно»,»Это опасно».Объяснение д.б. коротким и произнесено один раз.Предложение, в котором вы говорите о правиле, лучше строить в безличной форме.Лучше сказать :»Спичками не играют!» вместо «Не смей играть спичками!», «Хвост у кошки не для того, чтобы за него тянули», вместо «Перестань мучить кошку!»
6.О наказаниях.От недоразумений никто не застахован и настанет момент, когда вам нужно будет отреагировать на явно плохое поведение ребенка.
Наказывая ребенка, правильнее лишать его хорошего, чем делать ему плохое.
Вот примеры: в семье заведено, что мама по выходным печет пирог, или все вместе идут на прогулку или в кино. Дети ценят подобные традиции. Когда родитель уделяет им специальное внимание, и с ним интересно, это для них праздник. Однако, если ребенок не послушался , совершил проступок, то «праздник» нужно отменить. Это ощутимое наказание, но не оскорбительное. А что бывает, когда родителю всегда «некогда», все воспитание состоит в требованиях, замечаниях,и наказаниях в «минус?»Тогда добиться дисциплины будет намного труднее.Но главное — опасность потерять контакт с ребенком : взаимное недовольство будет накапливаться и разъединять.Поэтому нужно иметь запас больших и малых праздников,занятий и совместных дел.Сделайте их регулярными , чтобы ребенок ждал их и знал, что они наступят обязательно,если он не совершит чего-нибудь плохого.Но не угрожайте их отменой по мелочам.