Версия для слабовидящих
Календарь
Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

postheadericon Модель центра познавательной деятельности ДОУ

Воспитатель: Порядина И.Н.

Центр представлен четырьмя направлениями патриотического воспитания:
1. «Русская изба» .
Материал по приобщению детей к истокам русской народной культуры – предметы старины , русские игрушки ; русская печь, предметы народного декоративно – прикладного искусства ( дымковские игрушки, гжель, хохлома, вышивка , работа по дереву , посуда ,куклы в национальных костюмах ; материал, дающий детям первоначальное представление о православии : подборка иллюстраций с изображением храмов,«Русская икона», макет храма.

Младший дошкольный возраст

Основная цель работы в младшем дошкольном возрасте — ознакомление с предметами русской старины, традициями и обычаями русского народа. Дети могут здесь не только видеть, но и ощущать предметы русской старины(поиграть с куклами в национальных костюмах, устроить чаепитие сдеревянной посудой, «растопить печь»)

Средний дошкольный возраст

Продолжать знакомить с русскими народными традициями, закреплять знания о народных промыслах. Здесь детям предлагается также поиграть в дидактические игры: «Жилище человека»

Цель: закрепить знания детей о жилище человека, о том из чего они сделаны. Прививать любовь к родному дому, Родине.

Материал: картинки и иллюстрации с изображением жилища человека

Ход игры: воспитатель начинает рассказ в том где живет человек, что жилище бывает разное яранга, хата, изба…

«Народные промыслы»

Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы.

Материал: картинки и изображения с предметами народного творчества

Ход игры: воспитатель показывает картинку с изображением предметов народных промыслов.

Старший дошкольный возраст

Приобщать к истокам русской народной культуры . Углублять знания о предметах  старины ( об истории русского народного костюма», народных праздниках и гуляньях, о народном календаре, русских игрушках, предметах народного декоративно – прикладного искусства).

Давать детям первоначальное представление о православии ( подборка иллюстраций с изображением храмов и их архитектурных особенностей, подбор открыток на тему «Русская икона», макет храма).

Дидактические игры:

«Какие праздники ты знаешь?»

Цель: развивать у детей сообразительность, память, закрепить знания о народных праздниках,  закреплять правила поведения в общественных местах.

Материал: картинки и иллюстрации с изображением праздников, открытки к разным праздникам.

Ход игры: воспитатель начинает рассказ о том, что праздники бывают разные, показывает карточки и открытки. Предлагает подобрать карточку с народным праздником, а к ней тематическую открытку.

«Русские матрёшки»

Цель и задачи игры: познакомить детей с историей матрёшки, сформировать представления о ней, как о предмете искусства, сделанного руками русских мастеров, развивать сенсорные навыки детей, их умение подбирать детали по цвету, расширять представления о цветовой гармонии, развивать умение собирать матрёшку из нескольких частей по способу мозаики, закреплять умения детей выделять элементы украшения, поддерживать интерес и любознательность, воспитывать любовь и уважение к русскому народному декоративно-прикладному искусству.

2. «В гостях у сказки»

В Центре размещен материал по социально- нравственному воспитанию:

взрослые люди – родовые характеристики; семья- подбор иллюстраций, тематических папок, изображающих семью, членов семьи в отдельности показывающих взаимоотношения членов семьи .

Детям предлагается поиграть  в дидактические игры:

«Моих родителей зовут…»

Цель: закрепляем знания имени и отчества родителей, дедушек, бабушек…

Материал: семейные фотоальбомы, мяч.

Ход игры: дети, передавая друг другу мяч, быстро называют фамилию, имя, отчество мамы и папы и других членов семьи.

«Комплименты»

Цель: учить детей говорить друг другу комплименты; развивать речь, мышление; воспитывать дружелюбие.

Ход игры: дети образуют круг, берутся за руки. Сначала воспитатель начинает говорить ребенку, которого держит за руку справа. Например: «Миша, ты сегодня такой вежливый!» Далее ребенок обращается к ребенку, которого он держит за руку справа. Если ребенку трудно произнести комплимент, то ему помогают другие дети.

Младший дошкольный возраст

Детям предлагается знакомство с русским детским народным творчеством, закрепление в виде «Сказочного лото» , драматизации сказок, народных игр, рассматривание иллюстраций к сказкам, описание с их помощью фрагмента из сказки.

Представлена картотека русских народных игр.

Средний дошкольный возраст

В Центре пополняется материал по социально-нравственному воспитанию: семейные праздники и традиции, художественная литература нравственной тематики. Дети своими руками совместно с воспитателем изготавливают атрибуты для драматизации сказок.

Дидактические игры:

«Расскажи о своей семье»

Цель: сформировать представление о себе как о члене семьи. Показать значение семьи в жизни человека. Формировать желание рассказывать о членах своей семьи, гордиться ими, любить их.

Материал: фотоальбом, составленный совместно с родителями с семейными фотографиями с генеалогическим древом семьи.

«Скажи, что не так»

Цель: закреплять знание русских народных сказок.

Материал: выставка русских народных сказок.

Ход игры: воспитатель намеренно искажает сказку, чтобы дети заметили и исправили ошибки.

Старший дошкольный возраст

Моя семья-«Генеалогическое древо».

Дидактические игры:

«Расскажи о своей семье»

Цель: сформировать представление о себе как о члене семьи. Показать значение семьи в жизни человека. Формировать желание рассказывать о членах своей семьи, гордиться ими, любить их.

Материал: фотоальбом, составленный совместно с родителями с семейными фотографиями с генеалогическим древом семьи.

«Оцени поступок»

Цель: с помощью сюжетных картинок развивать представления детей о добрых и плохих поступках; характеризовать и оценивать поступки; воспитывать чуткость, доброжелательность.

Материал: сюжетные картинки.

Ход игры: дети работают в парах. Каждой паре воспитатель предлагает сюжетную картинку. Дети должны рассмотреть картинку, описать, что видят и оценить поступок. Например: двое детей рассказывают по очереди: «Мальчик забрал у девочки мяч, девочка плачет. Мальчик сделал плохо, так делать нельзя».

«Комплименты»

Цель: учить детей говорить друг другу комплименты; развивать речь, мышление; воспитывать дружелюбие.

Ход игры: дети образуют круг, берутся за руки. Сначала воспитатель начинает говорить ребенку, которого держит за руку справа. Например: «Миша, ты сегодня такой вежливый!» Далее ребенок обращается к ребенку, которого он держит за руку справа. Если ребенку трудно произнести комплимент, то ему помогают другие дети.

Дети всех групп могут поиграть в сюжетно-ролевые игры : «Дочки-мамы» …

3. «Стена памяти».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Младший дошкольный возраст

Материал для знакомства детей с «малой родиной» ( детским  садом, близлежащими улицами, родным селом, работниками детского сада) – фотоматериалы, иллюстрации, подбор открыток, тематических папок,  макет улицы, на которой расположен детский сад, кубики «Достопримечательности села Озерки»

Дидактические игры:

«Наш детский сад ».

Цель: закрепить знаний детей о детском саде, о работниках детского сада. Какие обязанности они выполняют. Где находятся группа, музыкальный зал, и т.д.

Материал: фотографии и иллюстрации детского сада, работников детского сада.

Ход игры: по фотографиям и иллюстрациям дети узнают и рассказывают о работниках детского сада.

Средний дошкольный возраст

Материал для знакомства детей с «малой родиной» — детским садом, близлежащими улицами, родным селом, его знаменитыми жителями, достопримечательностями села, его транспортом, архитектурой, профессиями, характерными для жителей . Сравнение понятий «город- село»:фотоматериалы, иллюстрации,  подбор открыток. Представлены материалы об истории возникновения села.

Дидактические игры:

«Путешествие по родному селу»

Цель: знакомить с родным селом.

Материал: альбом фотографий родного села.

Ход игры: воспитатель показывает детям фотографии достопримечательностей села, предлагает назвать их.

«Наша страна».

Цель: выявить знания детей о нашей Родине, ее столице.

Материал: иллюстраций, фотографий

Ход игры: воспитатель показывает иллюстрации и картины, задает вопросы. Дети отвечают.

Старший дошкольный возраст

Мой край – символика края, карта края, материал, знакомящий детей со славой и достижениями края (города края, чем знамениты, промышленность и сельское хозяйство). Выставка творческих работ детей «Моя Россия».

Родная страна – карта России . Атлас о великих городах и достопримечательностях  России  . Иллюстрации символов  государства.

Защитники Отечества – фотоотчет поисковой –исследовательской деятельности  детей совместно с родителями и воспитателем «Прадеды-герои» ,иллюстрации, тематические поделки руками детей.

Дидактические игры:

« Флаг России»

Цель: способствовать закреплению знания флага своей страны,(города, области, областного центра) закрепить основные цвета флагов, что они обозначают?

Материал: полосы красного, синего и белого цвета

Ход игры: воспитатель показывает детям флаг России, убирает и предлагает выложить разноцветные полоски в том порядке, в котором они находятся на флаге России.

« Герб России»

Цель: способствовать закреплению знания герба своей страны, (города, области, областного центра) закрепить знания о том, что нарисовано на гербе и что это обозначает.

Материал: картинка герба разрезанная на 6-8 частей

Ход игры: воспитатель показывает детям герб России, и предлагает детям составить герб из частей картинки.

«Наша страна».

Цель: выявить знания детей о нашей Родине, ее столице.

Материал: иллюстраций, фотографий

Ход игры: воспитатель показывает иллюстрации и картины, задает вопросы. Дети отвечают.

«Назови кто»

Цель: знакомить детей с главными людьми РФ (Путин, Шайгу, Медведев).

Материал: портреты известных соотечественников.

4. «Уголок родной природы».

Для всех групп  представлены иллюстрации разных видов растений, животных и птиц России, в том числе исчезающих.

Задачи: знакомить с родной природой, учить любить и заботиться об окружающем мире.                                                  

 Дидактические игры:

«С какого дерева листок»

Цель: закрепить знания детей о природе родного края, закрепить умение образовывать относительные прилагательные (береза –березовый, дуб – дубовый и т. д.)

Материал: картинки и иллюстрации с изображением деревьев и кустарников и листьев

Ход игры: воспитатель показывает картинки с изображением листка, затем дерева.

«Зеленая аптека»

Цель: закрепить знания детей о лекарственных растениях родного края; о правильном использовании их в лечебных целях.

Материал: гербарий, картотека лечебных трав.

Ход игры: воспитатель показывает картинку с изображением лечебной травы, дети отгадывают. Рассказывает о ее целебных свойствах.

«Малая красная книга»

Цель: закрепить знания детей о редких растениях и животных, птиц нашего края занесенных в «Красную книгу». Прививать любовь к родине, родному краю, чувство ответственности.

Материал: «Малая красная книга»,

Ход игры: Воспитатель показывает картинку с изображением редких животных и растений, дети называют. Воспитатель рассказывает о них

«Птицы нашего города (края)»

Цель: знакомить детей с птицами родного города (края).Прививать любовь к родине, родному краю, к животному миру, желание помочь и ухаживать.

Материал: карточки с изображениями птиц, альбом «Птицы нашего города, края», составленный совместно с родителями.

Ход игры: Воспитатель демонстрирует детям карточки с изображениями птиц, просит назвать и определить, живет птица в нашем городе или нет.