Модель центра познавательной деятельности ДОУ
Воспитатель: Порядина И.Н.
Центр представлен четырьмя направлениями патриотического воспитания:
1. «Русская изба» .
Материал по приобщению детей к истокам русской народной культуры – предметы старины , русские игрушки ; русская печь, предметы народного декоративно – прикладного искусства ( дымковские игрушки, гжель, хохлома, вышивка , работа по дереву , посуда ,куклы в национальных костюмах ; материал, дающий детям первоначальное представление о православии : подборка иллюстраций с изображением храмов,«Русская икона», макет храма.
Младший дошкольный возраст
Основная цель работы в младшем дошкольном возрасте — ознакомление с предметами русской старины, традициями и обычаями русского народа. Дети могут здесь не только видеть, но и ощущать предметы русской старины(поиграть с куклами в национальных костюмах, устроить чаепитие сдеревянной посудой, «растопить печь»)
Средний дошкольный возраст
Продолжать знакомить с русскими народными традициями, закреплять знания о народных промыслах. Здесь детям предлагается также поиграть в дидактические игры: «Жилище человека»
Цель: закрепить знания детей о жилище человека, о том из чего они сделаны. Прививать любовь к родному дому, Родине.
Материал: картинки и иллюстрации с изображением жилища человека
Ход игры: воспитатель начинает рассказ в том где живет человек, что жилище бывает разное яранга, хата, изба…
«Народные промыслы»
Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы.
Материал: картинки и изображения с предметами народного творчества
Ход игры: воспитатель показывает картинку с изображением предметов народных промыслов.
Старший дошкольный возраст
Приобщать к истокам русской народной культуры . Углублять знания о предметах старины ( об истории русского народного костюма», народных праздниках и гуляньях, о народном календаре, русских игрушках, предметах народного декоративно – прикладного искусства).
Давать детям первоначальное представление о православии ( подборка иллюстраций с изображением храмов и их архитектурных особенностей, подбор открыток на тему «Русская икона», макет храма).
Дидактические игры:
«Какие праздники ты знаешь?»
Цель: развивать у детей сообразительность, память, закрепить знания о народных праздниках, закреплять правила поведения в общественных местах.
Материал: картинки и иллюстрации с изображением праздников, открытки к разным праздникам.
Ход игры: воспитатель начинает рассказ о том, что праздники бывают разные, показывает карточки и открытки. Предлагает подобрать карточку с народным праздником, а к ней тематическую открытку.
«Русские матрёшки»
Цель и задачи игры: познакомить детей с историей матрёшки, сформировать представления о ней, как о предмете искусства, сделанного руками русских мастеров, развивать сенсорные навыки детей, их умение подбирать детали по цвету, расширять представления о цветовой гармонии, развивать умение собирать матрёшку из нескольких частей по способу мозаики, закреплять умения детей выделять элементы украшения, поддерживать интерес и любознательность, воспитывать любовь и уважение к русскому народному декоративно-прикладному искусству.
2. «В гостях у сказки»
В Центре размещен материал по социально- нравственному воспитанию:
взрослые люди – родовые характеристики; семья- подбор иллюстраций, тематических папок, изображающих семью, членов семьи в отдельности показывающих взаимоотношения членов семьи .
Детям предлагается поиграть в дидактические игры:
«Моих родителей зовут…»
Цель: закрепляем знания имени и отчества родителей, дедушек, бабушек…
Материал: семейные фотоальбомы, мяч.
Ход игры: дети, передавая друг другу мяч, быстро называют фамилию, имя, отчество мамы и папы и других членов семьи.
«Комплименты»
Цель: учить детей говорить друг другу комплименты; развивать речь, мышление; воспитывать дружелюбие.
Ход игры: дети образуют круг, берутся за руки. Сначала воспитатель начинает говорить ребенку, которого держит за руку справа. Например: «Миша, ты сегодня такой вежливый!» Далее ребенок обращается к ребенку, которого он держит за руку справа. Если ребенку трудно произнести комплимент, то ему помогают другие дети.
Младший дошкольный возраст
Детям предлагается знакомство с русским детским народным творчеством, закрепление в виде «Сказочного лото» , драматизации сказок, народных игр, рассматривание иллюстраций к сказкам, описание с их помощью фрагмента из сказки.
Представлена картотека русских народных игр.
Средний дошкольный возраст
В Центре пополняется материал по социально-нравственному воспитанию: семейные праздники и традиции, художественная литература нравственной тематики. Дети своими руками совместно с воспитателем изготавливают атрибуты для драматизации сказок.
Дидактические игры:
«Расскажи о своей семье»
Цель: сформировать представление о себе как о члене семьи. Показать значение семьи в жизни человека. Формировать желание рассказывать о членах своей семьи, гордиться ими, любить их.
Материал: фотоальбом, составленный совместно с родителями с семейными фотографиями с генеалогическим древом семьи.
«Скажи, что не так»
Цель: закреплять знание русских народных сказок.
Материал: выставка русских народных сказок.
Ход игры: воспитатель намеренно искажает сказку, чтобы дети заметили и исправили ошибки.
Старший дошкольный возраст
Моя семья-«Генеалогическое древо».
Дидактические игры:
«Расскажи о своей семье»
Цель: сформировать представление о себе как о члене семьи. Показать значение семьи в жизни человека. Формировать желание рассказывать о членах своей семьи, гордиться ими, любить их.
Материал: фотоальбом, составленный совместно с родителями с семейными фотографиями с генеалогическим древом семьи.
«Оцени поступок»
Цель: с помощью сюжетных картинок развивать представления детей о добрых и плохих поступках; характеризовать и оценивать поступки; воспитывать чуткость, доброжелательность.
Материал: сюжетные картинки.
Ход игры: дети работают в парах. Каждой паре воспитатель предлагает сюжетную картинку. Дети должны рассмотреть картинку, описать, что видят и оценить поступок. Например: двое детей рассказывают по очереди: «Мальчик забрал у девочки мяч, девочка плачет. Мальчик сделал плохо, так делать нельзя».
«Комплименты»
Цель: учить детей говорить друг другу комплименты; развивать речь, мышление; воспитывать дружелюбие.
Ход игры: дети образуют круг, берутся за руки. Сначала воспитатель начинает говорить ребенку, которого держит за руку справа. Например: «Миша, ты сегодня такой вежливый!» Далее ребенок обращается к ребенку, которого он держит за руку справа. Если ребенку трудно произнести комплимент, то ему помогают другие дети.
Дети всех групп могут поиграть в сюжетно-ролевые игры : «Дочки-мамы» …
3. «Стена памяти».
Младший дошкольный возраст
Материал для знакомства детей с «малой родиной» ( детским садом, близлежащими улицами, родным селом, работниками детского сада) – фотоматериалы, иллюстрации, подбор открыток, тематических папок, макет улицы, на которой расположен детский сад, кубики «Достопримечательности села Озерки»
Дидактические игры:
«Наш детский сад ».
Цель: закрепить знаний детей о детском саде, о работниках детского сада. Какие обязанности они выполняют. Где находятся группа, музыкальный зал, и т.д.
Материал: фотографии и иллюстрации детского сада, работников детского сада.
Ход игры: по фотографиям и иллюстрациям дети узнают и рассказывают о работниках детского сада.
Средний дошкольный возраст
Материал для знакомства детей с «малой родиной» — детским садом, близлежащими улицами, родным селом, его знаменитыми жителями, достопримечательностями села, его транспортом, архитектурой, профессиями, характерными для жителей . Сравнение понятий «город- село»:фотоматериалы, иллюстрации, подбор открыток. Представлены материалы об истории возникновения села.
Дидактические игры:
«Путешествие по родному селу»
Цель: знакомить с родным селом.
Материал: альбом фотографий родного села.
Ход игры: воспитатель показывает детям фотографии достопримечательностей села, предлагает назвать их.
«Наша страна».
Цель: выявить знания детей о нашей Родине, ее столице.
Материал: иллюстраций, фотографий
Ход игры: воспитатель показывает иллюстрации и картины, задает вопросы. Дети отвечают.
Старший дошкольный возраст
Мой край – символика края, карта края, материал, знакомящий детей со славой и достижениями края (города края, чем знамениты, промышленность и сельское хозяйство). Выставка творческих работ детей «Моя Россия».
Родная страна – карта России . Атлас о великих городах и достопримечательностях России . Иллюстрации символов государства.
Защитники Отечества – фотоотчет поисковой –исследовательской деятельности детей совместно с родителями и воспитателем «Прадеды-герои» ,иллюстрации, тематические поделки руками детей.
Дидактические игры:
« Флаг России»
Цель: способствовать закреплению знания флага своей страны,(города, области, областного центра) закрепить основные цвета флагов, что они обозначают?
Материал: полосы красного, синего и белого цвета
Ход игры: воспитатель показывает детям флаг России, убирает и предлагает выложить разноцветные полоски в том порядке, в котором они находятся на флаге России.
« Герб России»
Цель: способствовать закреплению знания герба своей страны, (города, области, областного центра) закрепить знания о том, что нарисовано на гербе и что это обозначает.
Материал: картинка герба разрезанная на 6-8 частей
Ход игры: воспитатель показывает детям герб России, и предлагает детям составить герб из частей картинки.
«Наша страна».
Цель: выявить знания детей о нашей Родине, ее столице.
Материал: иллюстраций, фотографий
Ход игры: воспитатель показывает иллюстрации и картины, задает вопросы. Дети отвечают.
«Назови кто»
Цель: знакомить детей с главными людьми РФ (Путин, Шайгу, Медведев).
Материал: портреты известных соотечественников.
4. «Уголок родной природы».
Для всех групп представлены иллюстрации разных видов растений, животных и птиц России, в том числе исчезающих.
Задачи: знакомить с родной природой, учить любить и заботиться об окружающем мире.
Дидактические игры:
«С какого дерева листок»
Цель: закрепить знания детей о природе родного края, закрепить умение образовывать относительные прилагательные (береза –березовый, дуб – дубовый и т. д.)
Материал: картинки и иллюстрации с изображением деревьев и кустарников и листьев
Ход игры: воспитатель показывает картинки с изображением листка, затем дерева.
«Зеленая аптека»
Цель: закрепить знания детей о лекарственных растениях родного края; о правильном использовании их в лечебных целях.
Материал: гербарий, картотека лечебных трав.
Ход игры: воспитатель показывает картинку с изображением лечебной травы, дети отгадывают. Рассказывает о ее целебных свойствах.
«Малая красная книга»
Цель: закрепить знания детей о редких растениях и животных, птиц нашего края занесенных в «Красную книгу». Прививать любовь к родине, родному краю, чувство ответственности.
Материал: «Малая красная книга»,
Ход игры: Воспитатель показывает картинку с изображением редких животных и растений, дети называют. Воспитатель рассказывает о них
«Птицы нашего города (края)»
Цель: знакомить детей с птицами родного города (края).Прививать любовь к родине, родному краю, к животному миру, желание помочь и ухаживать.
Материал: карточки с изображениями птиц, альбом «Птицы нашего города, края», составленный совместно с родителями.
Ход игры: Воспитатель демонстрирует детям карточки с изображениями птиц, просит назвать и определить, живет птица в нашем городе или нет.