Версия для слабовидящих
Календарь
Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

postheadericon Развивающая предметно-пространственная среда по познавательному развитию.

Особо актуально на сегодняшней день стоит вопрос организации предметно-развивающей среды в дошкольной организации. Это связано с введением ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Одним из важнейших факторов формирования и развития личности ребенка и является окружающая среда-среда, в которой ребенок живет, занимается, отдыхает.

Начать презентацию хочется словами российского педагога Елизаветы Ивановны Тихеевой:  «Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира… Тот, кому удается создать такую обстановку,  облегчит свой труд в высшей степени. Среди нее ребенок будет жить – развиваться собственно самовладеющей жизнью, его духовный рост будет совершенствоваться из самого себя, от природы…»

 Главной задачей воспитания дошкольников является создания  у  детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищенности.

 В детском саду ребенку важно чувствовать себя любимым и неповторимым.  Поэтому важно является среда, в которой проходит не только воспитательный процесс, но и личностно -ориентированное  воспитание, а также социально- эмоциональное взаимодействие детей со взрослыми, где дети проявляют себя, выражают правильные отношения к окружающему, реализуют себя как личность.

Сегодня вашему вниманию, уважаемые коллеги будет представлена предметно-пространственная среда по познавательному развитию дошкольников. Филиала детский сад «Ромашка»  муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада «Солнышко».

Развивающая  предметно- пространственная среда  соответствует возрасту воспитанников, а так же их  индивидуальным особенностям детского восприятия. Пространство оснащено средствами обучения и воспитания игровым оборудованием и материалами в  свободном доступе для детей.

В полной мере реализован принцип  « от простого к сложному».Предметно- пространственная среда соответствует своеобразному пространственному восприятию: грамотное зонирование, т. е. размещение центров образовательной области. Познавательное развитие, которое спроектированное в соответствии с образовательной программой реализуемой в Филиале детский сад «Ромашка».

Итак, при формировании предметно — развивающей среды мы поставили себе цель сделать её разнообразной, яркой для того чтобы создать положительную атмосферу, обеспечить индивидуальное гармоничное развитие  ребенка, соблюдая принципы зонирования, т. е. создание центров.

Один из центров мы используем для оформления природного уголка, который включает в себя экологическую деятельность. В данном центре имеются различные виды комнатных растений, на которых удобно демонстрировать видоизменения частей растений, инструментарий по уходу за этими: палочки для рыхления, пульверизатор, лейки и другие предметы.

Уголок природы включает в себя календарь природы. Отмечая погоду, дети закрепляют знания, полученные в ходе наблюдения за природой.

Помимо комнатных растений в данном центре имеются различные дидактические игры экологического содержания, серии картин «времена года», коллекции природного материала, муляжи овощей и фруктов.

Планируем оформить макет «Домашние животные», макет сухого аквариума.

К Международному женскому дню 8 Марта дети выращивают тюльпаны.

Весной или осенью небольшой огород на подоконниках. Процесс выращивания свежей зелени не сложен. Детям доставляет сколько удовольствия и пользы.

 Этот уголок развивает любознательность и наблюдательность у детей, помогает им лучше познать жизнь растений. Постоянно обновляются стенды по временным, сезонным изменениям в природе.

К каждому времени года меняется оформления стен и стендов, которые радуют глаз детей, родителей.

Часто устраиваем конкурсы поделок для родителей, совместно с ними, которые являются украшение групповой комнаты или раздевалки.

Центр «Безопасности» отражает безопасность дома, на улице, правила дорожного движения и пожарную безопасность.

Центр безопасности создан для организации самостоятельной игровой и познавательной деятельности детей, оснащенный необходимым оборудованием с атрибутикой фабричного и ручного изготовления.

Создания среды по ПДД позволяет снизить уровень ДТП, сохранить здоровье детей, а самое главное – жизнь.

Центр познания — расположен материал, который направлен на обеспечение активности детей, дающей возможность постижения устройства вещей. Связей между явлениями окружающего мира, их упорядочивания и систематизации.

Выставочная зона – работы, посвященные правилам дорожного движения;

  • Детского проектирования «История проявления светофора»
  • На участках детского сада –машины, автобус

Уголок сенсорного развития представлен разнообразием игр и пособий на развитие логики, мышления, внимания. Так же имеются матрешки, пирамидки, лото, различные по форме, цвету и материалу; игры направленные на развитие мелкой моторики рук.

Предметно-развивающая среда по сенсорике способствует способствует развитию у дошкольников сенсорной восприимчивости окружающего мира.

Центр экспериментирования представлен наличием разнообразных ёмкостей для проведения опытной деятельности с водой и сыпучими материалами, эксперементов с природными и другими материалами, многообразием коллекций (камешки, семена и т. д.), а также материал для осуществления опытно — экспериментальной деятельности: лупы, мерные стаканчики, лейки и т. д.

Наши маленькие почемучки превращаются в маленьких испытателей.

В центр экспериментирования дошкольник выступает в роли исследователя, который самостоятельно и активно познает окружающий мир.

Эксперименты и опыты проводятся с детьми в любых режимных моментах: во время умывания, прогулки, игры, занятий.

При умывании легко объяснить детям, что такое дождь и слякоть.

Вот побрызгаем на земляной грунт — получилась грязь. Дети сделали вывод, почему осенью часто бывает грязно.

Важно подавать детям пищу для размышления.

Имеется магнитная доска, наборы карточек, наборы кубиков, различные виды мозаик  и современные пазлы.

Центр решает следующие задачи:

  • Целенаправленное формирование у детей интереса к элементарной математической деятельности;
  • Воспитание у детей потребности занимать свое свободное время не только интересными, но и требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия играми.

В «Нравственно – патриотическом» центре помещена государственная символика России и предметы народно- прикладного искусства.

Создан мини – музей «Русская изба»

Строительный (конструктивный) центр. Практичность его состоит в том, что его можно перемещать в любое место группы и организовывать деятельность как с подгруппой детей, так и индивидуально.

Центр дополнен мелкими игрушками для обыгрывания. Мобильность данного центра позволяет  детям разворачивать  сюжет игры за его пределами. Это позволяет нашим детям комфортно чувствовать себя в любом уголке группы.

Театрализованный центр.

В театре дети раскрываются, демонстрируя тем самым неожиданнее грани своего характера. (Кукольный, настольный, пальчиковый)

Здесь размещены маски, атрибуты.

Каждый центр маленькая  творческая мастерская, наполненная разнообразными, стимулирующими деятельность детей, материалами, развивающими играми.

В центрах все полностью доступно детям. Они свободно преимущества между ними.

Воспитателями Филиала детский сад «Ромашка» создают разнообразную среду, которая обеспечивается с помощью познавательной активности.

Преимущество созданной среды в том, что появилась возможность приобщать всех детей к активной самостоятельной деятельности. Каждый ребенок выбирает занятия по интересам в любом центре.

Отмечено, что воспитанники меньше конфликтуют между собой, редко ссорятся из –за игр, поскольку увлечены интересной деятельностью.

Положительный настрой свидетельствует о жизнерадостности воспитанников, открытости, желание посещать детский сад.

Несмотря на то, что сделано, задача организации предметно- развивающей среды по познавательному развитию остаются одной из главных: продолжать создавать благоприятный микроклимат для развития детей, познавательной деятельности дошкольников.