Версия для слабовидящих
Календарь
Ноябрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930  

postheadericon РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ УЧИТЕЛЯ — ЛОГОПЕДА

Аннотация к рабочей программе — «Коррекционно-развивающая  работа с детьми, имеющими нарушение речи» учителя-логопеда МБДОУ детский сад «Солнышко»

Настоящая программа разработана в соответствии с образовательной программой учреждения «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой и с Законом Российской Федерации «Об образовании». Содержание рабочей программы соответствует федеральным государственным требованиям, устанавливаемым в соответствии с п. 2 ст. 7 Закона Российской Федерации «Об образовании».

В основе создания этой программы использованы: «Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием» Т.Б. Филичевой, Г.В.Чиркиной, «Программа логопедической работы по преодолению фонетико фонематического недоразвития у детей» Т.Б. Филичевой, Г.В.Чиркиной, «Программа логопедической работы по предолению общего недоразвития речи у детей» Т.Б. Филичевой, Т.В. Тумановой «Программа коррекционно развивающей работы для детей с ОНР» Н.В. Нищевой.

Общая цель коррекционно-развивающей программы – сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематический слух, фонематическое восприятие, навыки первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизировать слухопроизносительные умения и навыки в различных ситуациях, развивать связную речь, обеспечивающие успешную подготовку ребенка к обучению в школе. 

В процессе коррекционного обучения детей с речевыми нарушениями решаются следующие задачи:

  • раннее выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений;
  • преодоление недостатков в речевом развитии – развитие и коррекция моторной сферы (артикуляционной, мелкой и общей моторики);
  • формирование полноценной фонетической системы языка (воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения, слоговой структуры, фонематического слуха и восприятия).
  • формирование грамматического строя речи, т.е. практическое усвоение грамматических средств языка;
  • уточнение, расширение и обогащение лексического запаса дошкольников с ОНР, т.е. практическое усвоение лексических средств языка;
  • развитие навыков связной речи дошкольников;
  • развитие коммуникативности и успешности в общении;
  • осуществление своевременного и полноценного личностного развития, обеспечения эмоционального благополучия посредством интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов образовательного процесса;
  • формирование навыков учебной деятельности;
  • предупреждение возможных трудностей в усвоении программы массовой школы, обусловленных недоразвитием речевой системы старших дошкольников, и обеспечение равных стартовых возможностей воспитанников при поступлении в школу;
  • осуществление преемственности в работе с родителями воспитанников, сотрудниками ДОУ и специалистами детской поликлиники.

 Рабочая программа представляет собой целостную, систематизированную модель взаимодействия всех участников образовательного процесса (ребенка, учителя-логопеда, семьи, педагогов, узких специалистов), учитывающую индивидуальные особенности воспитанников, возможности предметно-пространственной развивающей среды, обеспечивающую своевременную профилактику и коррекцию речевых нарушенийспособствующую более высоким темпам общего и речевого развития детей. Представленная в программе система работы позволяет осуществлять коррекционное воздействие на речевую функцию воспитанников, способствует совершенствованию коммуникативных умений и навыков. Целостность программы обеспечивается включением основных направлений педагогического процесса в ДОУ (диагностического, коррекционно-компенсирующего, развивающего и других). Данная программа помогает осуществлять комплексный подход в коррекционно-развивающей работе с детьми. Учитель-логопед рассматривается как ведущий координатор процесса коррекционно — развивающей работы с детьми 5-7 лет.

В содержании логопедической  программы  учтены  общие и специфические особенности психического развития детей старшей и подготовительной к школе групп, вариативные формы организации коррекции отклонений речевого развития, а также необходимость взаимодействия целей и задач дифференцированного и интегрированного обучения и воспитания детей с разными проявлениями речевой патологии.

В программе реализованы принципы анализа речевых нарушений, которые составляют основу классификации речевых нарушений и разработки научно-обоснованных путей и методов предупреждения, преодоления и коррекции.

Одним из первых исследователей, которая сформулировала принципы речевых нарушений адекватных средствам логопедии как науки была Р.Е. Левина, она выделила 3 основных принципа:

1) Принцип развития.

2) Принцип системного (комплексного) подхода.

3) Принцип взаимосвязи речи с другими сторонами психического развития ребенка.

Эти принципы до сих пор остаются в логопедии ведущими при анализе речевых нарушений.

Логопедическое воздействие представляет собой педагогический процесс, а это значит, что оно опирается на общее дидактические принципы:

1) принцип воспитывающего характера обучения;

2) принцип научности;

3) принцип систематичности;

4) принцип последовательности;

5) принцип доступности;

6) принцип наглядности;

7) принцип сознательности и активности;

8) принцип индивидуального подхода (учет возрастных особенностей ребенка; учет структуры дефекта и особенностей механизма нарушений речи и степень тяжести, особенности механизма нарушений речи (поражена ли ЦНС, если она страдает, то нарушение будет носить органический характер, а если не нарушена, то функциональный характер); учет особенностей познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы).

Однако логопедическое воздействие опирается и на специальные принципы и методы:

— этиопатогенетические (учет этиологии и механизмов речевого нарушения);

принцип системности и учета структуры речевого нарушения; 

— принцип комплексности (предполагает коррекционное воздействие, как на речевую деятельность, так и на все виды психической деятельности в целом с привлечением к данной работе воспитателей, профильных специалистов ДОУ, родителей с координирующей и ведущей деятельностью учителя-логопеда);

— принцип дифференцированного подхода;

— принцип поэтапности (последовательности);

— онтогенетический принцип;

— принцип деятельностного подхода (все обучение должно строиться с учетом ведущей деятельности, то есть игры);

— принцип использования обходного пути (это, по сути, использование компенсаторных возможностей ребенка);

— принцип формирования речевых навыков в процессе естественного речевого общения (то есть корригировать, развивать речь не только на занятиях с дошкольниками, но и в первую очередь в играх, на прогулке, при соблюдении режимных моментов).

Данная программа способствует не только  успешному овладению новыми знаниями в дошкольном возрасте, но и помогает ребенку успешно адаптироваться в школе. Реализация рабочей программы позволяет осуществить дальнейшую преемственность дошкольного и школьного обучения, более успешной адаптации детей в школьном возрасте. Успешное овладение ребенком программой дошкольного возраста, является необходимой базой, своеобразным трамплином и залогом успешного обучения в школе.

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растёт. Среди них значительную часть составляют дети 5 – 6 летнего возраста, не овладевшие в нормативные сроки звуковой стороной языка.

Планируемый результат данной рабочей программы – достижение каждым ребёнком уровня речевого развития, соответствующего возрастным нормам, предупреждение возможных трудностей в усвоении школьных знаний, обусловленных речевым недоразвитием, и обеспечивающим его социальную адаптацию и интеграцию в обществе.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ — ЛОГОПЕДА

 

Аннотация к рабочей программе учителя-логопеда для детей 5-7 лет с ЗПР МБДОУ детский сад «Солнышко»

Основной базой рабочей программы является — Программа «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» С.Т. Шевченко. Содержание программы определено с учетом дидактических принципов, которые для детей с ЗПР приобретают особую значимость: от простого к сложному, систематичность, доступность и повторяемость материала.

Общей целью рабочей программы являетсяобеспечение системы средств и условий для устранения речевых недостатков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития и осуществления своевременного и полноценного личностного развития, обеспечения эмоционального благополучия посредством интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов образовательного процесса. Предупреждение возможных трудностей в усвоении программы массовой школы, обусловленных недоразвитием психоречевой системы старших дошкольников. Индивидуальный подход к каждому с учетом их возможностей и сохранных способностей.

Основные задачи коррекционного обучения:

1.Устранение дефектов звукопроизношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры) и развитие фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова).

2.Уточнение, расширение и обогащение лексического запаса старших дошкольников с ЗПФормирование грамматического строя речи.

3. Развитие связной речи старших дошкольников.

4. Развитие коммуникативности, успешности в общении.

В программе реализованы основные принципы работы с детьми, имеющими задержку психического развития, которые составляют основу работы с детьми с данными проблемами в развитии:

1. Единство диагностики и коррекции.

2. Системность коррекционных, профилактических и развивающих задач.

3. Принцип коррекции в деятельности.

4. Учет возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка.

К ним можно отнести:

  1. Развитие динамичности восприятия.
  2. Продуктивность обработки информации.
  3. Развитие и коррекция высших психических функций.
  4. Обеспечение мотивации к учению.
  5. Концентрический.

Большой проблемой в реализации основных направлений содержательной работы с детьми с ЗПР является осуществление конкретного взаимодействия воспитателя и логопеда, обеспечение единства их требований при выполнении основных задач программного обучения. Без этой взаимосвязи невозможно добиться необходимой коррекционной направленности образовательно-воспитательного процесса и построения «индивидуального образовательного маршрута», преодоления речевой недостаточности и трудностей социальной адаптации детей.

Основными задачами совместной коррекционной работы логопеда и воспитателя являются:

  1. Практическое усвоение лексических и грамматических средств языка.
  2. Формирование правильного произношения.
  3. Развитие навыка связной речи.

В результате освоения детьми данной коррекционной программы  — дети должны научиться:

— понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы;

— использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и так далее);

— свободно составлять рассказы, пересказы;

— владеть навыками творческого рассказывания;

— адекватно употреблять в самостоятельной речи простые и сложные предложения, усложняя их придаточными причины и следствия, однородными членами предложения и так далее;

— понимать и использовать в самостоятельной речи простые и сложные предлоги;

— грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка.

— овладеть навыками словообразования разных частей речи, переносить эти навыки на другой лексический материал;

— оформлять речевое высказывание в соответствии с фонетическими нормами русского языка;

— овладеть правильным звуко-слоговым оформлением речи.

— помимо этого, у детей должны быть достаточно развиты и другие предпосылочные условия, во многом определяющие их готовность к школьному обучению:

— первоначальные навыки звукового и слогового анализа и синтеза,

— графо-моторные навыки.

В дальнейшем осуществляется совершенствование всех компонентов языковой системы.

Итак, тесное взаимодействие педагогов и родителей на основе продуманной и налаженной сети интегрированных связей, комплексной диагностики помогает осуществить оптимальный выбор методов, адекватных возрасту и структуре дефекта детей с ЗПР, чем достигается эффективность и стабильность результатов.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ — ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ С ЗПР

Аннотация к рабочей программе «Коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда для детей с ФФН МБДОУ детский сад «Солнышко»»

Рабочая программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации “Об образовании”. Содержание рабочей программы соответствует федеральным государственным требованиям, устанавливаемым в соответствии с п. 2 ст. 7 Закона Российской Федерации «Об образовании», образовательным стандартам и требованиям; целям и задачам образовательной программы учреждения.

Дети с ФФН (фонетико-фонематическое недоразвитие) – постоянный  контингент детей, зачисляемый на логопункт. Значительная распространенность данного вида речевого нарушения зависит от  множества наследственных и внешних факторов современной жизни, которые выражаются в виде мелких парциальных нарушений. В первую очередь страдают наиболее молодые в эволюционном отношении функции, в частности, различные звенья порождения речи.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – распространенное речевое заключение при обследовании детей 5-6 летнего возраста. При данном речевом нарушении выявляются различные дефекты произношения звуков:

— искажения звуков;

— замены одних звуков другими;

— смешения звуков.

Неправильное произношение в данном случае – лишь вершина айсберга, так как эти отклонения в своей основе имеют недоразвитие фонематического восприятия: затруднения в различении звуков на слух и в произношении, ошибки при определении общего звука в словах, наличия звука в слове в чужой и собственной речи, в различении слов-паронимов. Наряду с низким уровнем развития  фонематического восприятия у такой категории детей слабо сформированы навыки звукового анализа и синтеза: они не могут выделить первый и последний звук в слове, определить место звука в слове, последовательность звуков в слове.

Необходимо отметить, что  своевременное выявление и систематизированное обучение позволяет практически полностью убрать данные негативные проявления, обеспечив ребенку  полноценную подготовку к школьному обучению. Для работы с данной категорией детей существует «Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием» Т.Б. Филичевой, Г.В.Чиркиной (М., МГОПИ, 1993 г.). Но организация логопедической помощи на логопункте имеет свои особенности по сравнению с логопедической группой: более индивидуализированная форма работы, выделение логопедической помощи в дополнительную образовательную услугу.

В методической литературе отсутствуют специальные программы для работы на логопункте в ДОУ. Данные причины обусловливают необходимость составления модифицированной программы, более приспособленной к условиям работы логопункта в детском саду.

Исходной методологической основой программы являются положения, разработанные в отечественной  логопедии Л.С.Выготским, Р.Е.Левиной, В.И.Лубовским, Л.Е.Журовой, Т.Б.Филичивой, Г.В.Чиркиной и другими.

Планирование данной рабочей программы составлено на основе

программы «Воспитание и обучение детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи» Т.Б.Филичева, Г.В. Чиркина с учетом профиля логопункта, возраста детей. А также учитываются  положения общеразвивающей программы «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой и логокоррекционный опыт работы, представленный в современных коррекционно-развивающих программах Министерства Просвещения РФ, соответствующих ФГОС, научно-методических рекомендациях: Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной, Н.В. Нищевой, Н.В. Курдвановской, Т.Р. Кисловой и др.  

         Кроме того, образовательная деятельность регулируется нормативно-правовыми документами:

  1. «Дошкольное образование России в документах и материалах». Сборник действующих нормативно-правовых документов и программно-методических материалов. Министерство образования РФ, Москва, 2001г.
  2. Письмо Министерства образования России от 22.01.98 г. № 20-58-07 ин/20-4 «Об учителях-логопедах и педагогах-психологах» (о продолжительности рабочего дня учителя-логопеда) с. 137 – 140.
  3. Федеральный закон «Об образовании» от 10.07.92 г. № 3266 – 1 с изменениями и дополнениями, внесенными федеральными законами.
  4. Конвенция о правах ребенка от 20.11.1989г.
  5. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» №124-ФЗ от 24.07.1998.
  6. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении. Постановление правительства РФ №666 от 12.09.2008г.
  7. Письмо Министерство образования РФ от 27.03.2000г. №27/901-6 «О психолого — медико- педагогическом консилиуме».

Коррекционно- педагогический процесс в логопункте для детей с нарушениями речи организуется в соответствии с возрастными потребностями и индивидуально-типологическими особенностями развития воспитанников, объединяющей характеристикой которых является наличие у них специфических нарушений речи, обусловленных несформированностью или недоразвитием психологических или физиологических механизмов речи на ранних этапах онтогенеза, при наличии нормального слуха и зрения и сохранных предпосылках интеллектуального развития.

Установление причин речевых нарушений, квалификации их характера, степени выраженности, структуры речевого дефекта  позволяют определить цель, задачи, содержание и формы логопедического воздействия.

Целью данной Программы является построение системы коррекционно-развивающей работы в логопунктах для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи в возрасте с 5 до 7 лет, предусматривающей полное взаимодействие и преемственность действий всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей дошкольников. Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечивает их всестороннее гармоничное развитие.

Для реализации поставленной цели  определены следующие задачи Программы:

  • Обследование воспитанников общеразвивающих групп (средний и старший дошкольный возраст) МБДОУ и выявление среди них детей, нуждающихся в профилактической и коррекционной помощи в области развития речи.
  • Изучение уровня речевого, познавательного, социально-личностного, физического развития и индивидуальных особенностей детей, нуждающихся в логопедической поддержке, определение основных направлений и содержание работы с каждым ребёнком.
  • Систематическое проведение необходимой профилактической и коррекционной работы с детьми в соответствии с планами индивидуальных и подгрупповых занятий.
  • Проведение мониторинговых исследований результатов коррекционной работы, определение степени речевой готовности детей к школьному обучению.
  • Формирование у педагогического коллектива МБДОУ и родителей информационной готовности к логопедической работе, оказание помощи в организации полноценной речевой среды.
  • Координация деятельности педагогов и родителей в рамках языкового развития детей (побуждение родителей к сознательной деятельности по речевому развитию дошкольников в семье).

Коррекционно-развивающая работа строится на общедидактических и специфических принципах.

Одним из основных принципов Программы является принцип интегрированного обучения детей, который учитывает общность развития нормально развивающихся детей и детей с общим недоразвитием речи и основывается на онтогенетическом принципе, учитывая закономерности развития детской речи в норме.

Кроме того, Программа имеет в своей основе также принципы систематичности и взаимосвязи учебного материала, его конкретности и доступности, постепенности, концентрического наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп по всем направлениям работы, что позволяет ребенку опираться на уже имеющиеся у него знания и умения, и в конечном итоге обеспечивает поступательное развитие.

Таким образом, выполнение коррекционных, развивающих и воспитательных задач обеспечивается благодаря комплексному подходу и тесной взаимосвязи работы специалистов педагогического и медицинского профилей. Реализация принципа комплексности способствует более высоким темпам общего и речевого развития детей и предусматривает совместную работу учителя — логопеда, педагога — психолога, музыкаль­ного руководителя, инструктора по физической культуре, медицинского работника, воспитателей.

В логопункте коррекционное направление работы является ведущим, а общеобразовательное — подчиненным. Все педагоги, следят за речью детей и закрепляют речевые навыки, сформированные логопедом. Кроме того, все специалисты под руководством логопеда занимаются коррекционной рабо­той, участвуют в исправлении речевого нарушения и связанных с ним процессов. Все специалисты в своей работе учитывают возрастные и личностные особенности детей, состояние их двигательной сферы, характер и степень нарушения речевых и нере­чевых процессов: пространственного гнозиса и праксиса, слухового  и зрительного восприятия, внимания, памяти и т.д. Воспитатель, музыкальный руководитель, руководитель физического воспитания осуществляют общеобразовательные мероприятия, предусмотренные программой массового детского сада, занимаются умственным, нравственным, эстетическим, физическим, патриотическим воспитанием, обеспечивая тем самым гармоничное всестороннее развитие детей.

Программа предназначена для детей фонетико-фонематическим недоразвитием речи от 5 до 7 лет.

Срок реализации данной программы рассчитан на два года.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ — ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ С ФФН