Покормим птиц зимой
Трудно птицам зимовать,
Надо птицам помогать!
Цели проекта: формировать желание детей заботиться о зимующих птицах
Задачи проекта:
Познакомить детей с зимующими в нашей местности птицами (воробей, голубь, синица, ворона, снегирь, поползень. Их внешним видом, повадками, голосом.
Обогащать и активизировать словарь по данной теме.
Познакомить детей с видами кормов, способами и правилами подкормки птиц
Формировать представление о роли человека в жизни птиц.
Закреплять навыки рисования, аппликации, лепки.
Воспитывать внимательное, бережное отношение к птицам, желание заботиться о них.
Предполагаемый результат:
- Расширятся знания детей о птицах;
- Сформируется осознанное действенное отношения к птицам, желание заботиться о пернатых.
- Повысился уровень экологической воспитанности родителей.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА:
Вид – информационно — творческий.
Тип – среднесрочный (1 месяц).
Возраст 3-4 года
Сроки реализации- 09.01.2019 г. — 01.02.2019г.
Участники – воспитатели, дети младшей группы, родители.
Актуальность: Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Воспитания заботливого отношения, чувства сопереживания необходимо закладывать в раннем детстве.
Предварительные беседы с воспитанниками о зимующих птицах показали недостаточные представления дошкольников об образе жизни и повадках птиц в зимний период времени
У детей младшей группы отсутствуют систематизированные знания об окружающем мире, о том, что птицам нужно помогать в трудное время года. В то же время доступно достаточно литературы и наглядных материалов по данной теме. За окном запасного выхода есть удобное место для вывешивания кормушки, чтобы дети могли постоянно наблюдать за прилетающими на «обед» птицами. Поэтому было решено осуществить проектную деятельность с воспитанниками, чтобы вызвать интерес к жизни птиц, обогатить знания по данной теме, привлечь детей к активному наблюдению и подкормке птиц.
Этапы работы:
Подготовительный – создание необходимых условий для реализации проекта (подбор художественной и методической литературы, составление плана мероприятий, планирование непосредственной образовательной деятельности, подготовка материалов для творческой деятельности).
Основной (практический) – внедрение в воспитательный — образовательный процесс эффективных методов и приемов по формированию знаний дошкольников о птицах.
Заключительный – обработка результатов по реализации проекта, оформление фотоальбома «Как мы птиц кормили», выставка продуктов творческой деятельности по теме.
Работа с родителями: Прекрасный повод сделать полезное дело вместе с ребенком, проявить заботу о пернатых – смастерить и повесить кормушку у себя во дворе.
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА.
1 неделя
Рассматривание иллюстраций по теме «Птицы».
Цель: познакомить детей с внешним видом птицы (воробья, голубя, вороны, синицы, снегиря, показать, что у всех птиц есть перья, крылья, хвост, клюв.
Заучивание стихотворения А. Барто «Птичка»
Села птичка на окошко,
Посиди у нас немножко,
Посиди, не улетай! слушать
Улетела птичка…Ай!
Цель: познакомить детей с произведением, учить внимательно слушать, помочь понять содержание стихотворения.
Прогулка: Наблюдение за голубями.
Цель: обратить внимание на внешний вид птиц, их повадки, развивать наблюдательность.
Труд: Кормим птиц.
Цель: дать детям поучаствовать в совместном труде со взрослым, получить положительные эмоции, воспитывать бережное отношение к птицам.
П/и «Птички летают»
Цель: учить детей спрыгивать с невысоких предметов, бегать врассыпную, действовать по сигналу.
Д/и «Кто не птица?»
Цель: закреплять знание внешнего вида птиц, учить отличать птиц от других животных.
Рассматривание видов кормушек, беседа «Для чего нужны кормушки».
Цель: донести до понимания детей для чего нужна кормушка, объяснить, что люди могут помогать птицам зимой.
Консультации для родителей: «Как и из чего можно сделать
кормушку для птиц».
2 неделя
Рисование пальчиками «Ягоды для птиц»
Цель: закрепить прием изображения ягод при помощи пальцев, побуждать желание включаться в творческую деятельность, закреплять представление о жизни птиц зимой.
Физкультминутка:
О чем поют воробушки
В последний день зимы?
(машут руками, как крыльями)
Мы выжили! (хлопают)
Мы дожили! (топают)
Мы живы! Живы мы! (прыгают)
Прогулка: Наблюдение за воробьем.
Цель: обратить внимание детей на внешний вид воробья, его повадки; активизировать слова маленький, быстрый, прыгает..
Чтение стихотворения З.Александровой:
Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли,
В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели.
Цель: воспитывать дружелюбное, заботливое отношение к птицам, желание помочь.
П/и «Воробушки и автомобиль»
Цель: учить детей выполнять игровые действия, способствовать повышению выразительности движений, повышать двигательную активность, развивать координацию движений.
Стихотворение А. Прокопьевой «Снегири»
Снегири рябину ели,
Нет вкуснее ужина!
Даже брюшки покраснели
От такого кушанья!
Цель: познакомить детей со стихотворением, учить слушать и запоминать, побуждать к рассматриванию картинок в книгах.
Конструирование с мелким строительным материалом «Домики для птичек».
Цель: развивать у детей фантазию, воображение, учить складывать из кубиков домик по образцу.
Слушанье голосов птиц.
Цель: познакомить с голосами воробья, вороны, голубей, учить различать их, развивать звуковое восприятие, внимательность.
Лепка «Ягоды рябины для птиц».
Цель: формировать навык раскатывания комка пластилина круговыми движениями жестких ладоней, закреплять навык лепки предметов круглой формы.
Гимнастика для глаз «Синичка»: дети следят глазами за полетом синички – вверх, влево, вниз, вправо.
Прогулка: Наблюдение за синичками.
Цель: обратить внимание детей на особенности внешнего вида птицы, ее повадки.
Труд: Готовим корм для птиц – смешиваем семечки, крупу, зерна.
Цель: учить трудиться вместе со взрослыми, получать положительные эмоции.
П/и «Воробей»
Цель: развивать слуховое восприятие, умение двигаться в соответствии со словами стихотворения, упражнять в правильном произношении звука «р», учить говорить громко и тихо.
Вот под елочкой зеленой
Скачут весело вороны
Кар-кар-кар! (громко)
Целый день они кричали,
Спать ребяткам не давали.
Кар- кар -кар (громко)
(Дети бегают, размахивают руками, как крыльями).
Только к вечеру устали
И все вместе засыпали.
(Кар- кар -кар!) (тихо).
(Садятся на корточки, руки под щеку).
Пальчиковая гимнастика «Воробей».
Ты, малыш воробей,
На морозе не робей,
По кормушке клювом бей,
Наедайся поскорей.
Цель: развивать мелкую моторику, координацию движений пальцев рук.
3 неделя
Заучивание потешки «воробей, воробей».
Воробей, воробей,
Подлетай, не робей,
Семечки поклюй с ладошки,
Потанцуй на тонких ножках.
Цель: воспитывать интерес к чтению потешек, учить договаривать слова, внимательно слушать.
Пальчиковая гимнастика «Десять птичек стайка».
Прогулка: Наблюдение «Как птицы кормятся на кормушке»
Цель: продолжать формировать представление о жизни птиц, учить замечать красоту окружающего мира.
Труд: Кормим птиц.
Птичка, птичка,
Вот тебе водичка,
Вот тебе крошки
На моей ладошке.
Цель: воспитывать заботливое отношение к птицам, донести до понимания детей, что птицы нуждаются в нашей помощи.
П/и: «Вороны и собачка»
Цель: научить детей подражать движениям и звукам птиц, двигаться, не мешая друг другу.
Рассказ Л. Толстого «Был у Вари чиж».
Цель: познакомить детей с литературным произведением, помочь понять содержание, учить внимательно слушать, формировать навыки диалогической речи.
Д/и с прищепками «Птичка».
Цель: закреплять знание частей тела птицы, активизировать слова «крылья», «хвост», «клюв», развивать мышление, координацию движений, моторику.
Стихотворение И. Токмаковой «Голуби»
Голуби, голуби, раз, два, три,
Прилетели голуби – сизари.
Сели и нахохлились у дверей.
Кто накормит крошками сизарей?
Цель: учить понимать художественное слово, внимательно слушать.
Раскрашивание силуэтов птиц «Синичка»
Цель: развитие мелкой моторики, закрепление внешнего вида птицы.
4 неделя
Чтение Н.М.Грибачёва «Кормушка»
Цель: Продолжить знакомить с особенностями трудной жизни птиц зимой
Аппликация групповая «Птицы на кормушке».
В зимний день среди ветвей
Стол накрытый для гостей,
Дощечка новая- для птиц столовая
зовет обедать, крошек отведать!
Цель: создать условия для развития творческого интереса, закреплять навыки работы с бумагой и клеем, прививать аккуратность, чувство эстетического вкуса.
Прогулка: Наблюдение за птицами на кормушке.
Цель: развивать наблюдательность, формировать интерес к миру природы.
Труд: Готовим корм для птиц – крошим хлеб, оставшийся от обеда.
Цель: продолжать учить заботиться о птицах, напомнить о том, что люди должны помогать птицам.
П/и «Воробушки и кот».
Цель: упражнять в беге стайкой, развивать умение ориентироваться в пространстве.
Рассматривание альбома «Как мы кормим птиц».
Цель: учить детей понимать, что изображено на фотографиях, осмысливать, отвечать на вопросы воспитателя.
Описательные загадки про зимующих птиц:
Спинкою зеленовата. Животиком желтовата. Черненькая шапочка и полоска шарфика. (Синица).
Чик-чирик! К зернышкам прыг! Клюй, не робей, кто это? (Воробей)
Я по дереву стучу, червяка добыть хочу, хоть и скрылся под
корой, все ровно он будет мой. (Дятел)
Красногрудый, чернокрылый, любит зернышки клевать, с первым
снегом на рябине он появиться опять. (Снегирь).
Маленький мальчишка, в сером армячишке, по дворам шныряет,
крохи подбирает. (Воробей).
Чёрненькая бровка, рыженький бочок. Меж синиц и дятлов кружит как волчок. По стволам вниз головой- угадайте, кто такой? (Поползень)
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.
В результате проделанной работы дети познакомились с птицами (воробьем, голубем, вороной, синицей, снегирем, поползнем) научились различать их по внешнему виду.
обогатился словарь детей, они научились употреблять в диалогической речи слова по данной теме;
познакомились с короткими литературными произведениями о птицах, выучили наизусть стихотворение А. Барто «Птичка», потешку «Воробей, воробей»;
упражнялись в пальчиковом рисовании, лепке из пластилина, приклеивании. Упражнялись в аккуратном исполнении творческих работ;
оформлен стенд с фотографиями птиц на кормушках, во время подкормки птиц, творческих работ детей по данной теме.