РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ПЕДАГОГА — ПСИХОЛОГА
Аннотация к рабочей программе педагога-психолога МБДОУ детский сад «Солнышко»
Настоящая рабочая программа педагога-психолога разработана на основе основной образовательной программы МБДОУ детский сад «Солнышко» в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования «От рождения до школы». Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» /под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой. – М.МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
Рабочая программа определяет содержание и структуру деятельности педагога-психолога по направлениям: психопрофилактика, психодиагностика, психокоррекция, психологическое консультирование, психологическое просвещение и поддержка деятельности МБДОУ в работе с детьми от 3 до 7 лет, родителями воспитанников и педагогами.
Рабочая программа включает в себя организацию психологического сопровождения деятельности ДОУ по основным направлениям: социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования. Приоритетным является обеспечение единого процесса социализации – индивидуализации личности через осознание ребёнком своих потребностей. Возможностей и способностей.
Учитывая специфику профессиональной деятельности педагога-психолога ДОО, значительное место уделяется целенаправленной деятельности по профилактике, поддержанию и коррекции нарушений развития детей.
Содержание рабочей программы реализуется с учётом возрастных особенностей дошкольников и спецификой ДОУ.
Цель программы создать каждому ребёнку в детском саду возможность для развития способностей, творческой самореализации, определение основных направлений психологического сопровождения реализации образовательных инициатив для обеспечения полноценного формирования интегративных качеств дошкольников, в том числе общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств с приоритетным направлением: познавательное и речевое развитие; предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в их психическом развитии.
Данная цель конкретизируется в следующих задачах:
— осуществлять охрану и укрепление психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
— способствовать созданию благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
-обеспечивать психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;
— предупреждать возникновение проблем развития ребёнка;
-оказывать помощь (содействие) ребёнку в решении актуальных задач развития, обучения и социализации;
— обеспечивать психологическое сопровождение разработки и реализации образовательных программ и развития ДОУ в целом.
Задачи психологического сопровождения конкретизируются в зависимости от возраста детей, уровня их развития.
Таким образом, решение программных задач осуществляется в совместной деятельности взрослых и детей, и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.
Содержание рабочей программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому.
— Уставом и нормативными документами МБДОУ детский сад «Солнышко» Тамбовская область, Никифоровский район, р.п. Дмитриевка;
— Федеральным законом РФ от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в российской Федерации»;
— СанПин 2.4.1.3049-13;
— Приказом Министерства образования и Науки Российской Федерации от30 августа 2013 года №1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования;
— Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования от 17.10.2013г. № 1155.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА — ПСИХОЛОГА
Аннотация к адаптированной программе педагога- психолога для детей с ЗПР
(возрастная категория 5-7 лет).
Настоящая программа составлена на основе рабочей программы педагога-психолога Войтенко Галины Павловны для детей с задержкой психического развития (возрастная категория 5-7 лет), МБДОУ детский сад комбинированного вида №84 город Белгород.
В рабочей программе определены коррекционные задачи, основные направления работы, условия и средства формирования фонетико-фонематической, лексико – грамматической сторон и связной речи детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Одной из ведущих линий образования является достижение нового современного качества дошкольного образования. Это вызывает необходимость разработки современных коррекционно-образовательных технологий, обновления содержания работы групп компенсирующей направленности для детей с ЗПР.
Настоящая программа носит коррекционно-развивающий характер. Она предназначена для обучения и воспитания детей 5-7 лет с задержкой психического развития, принятых в дошкольное учреждение.
Цель программы: осуществление коррекционно – развивающей работы сдетьми в условиях интегрированного обучения для дальнейшей социальной адаптации и полноценного развития личности ребенка.
Задачи:
- Развивать психические процессы у детей;
- Осуществлять коррекцию негативных тенденций развития;
- Развитие индивидуальных качеств и возможностей каждого ребенка;
- Провести профилактику вторичных отклонений в развитии детей.
Условия реализации программы:
Необходимым условием реализации программы является взаимодействие специалистов МБДОУ, обладающие необходимыми знаниями о характерных особенностях детей в особенности с ОВЗ, о современных формах и методах работы с различными категориями детей. Программа составлена с учетом возрастных и специфических особенностей детей.
Принципы построения программы:
- Системность коррекционных, профилактических и развивающих задач.
- Единство диагностики и коррекции.
- Учёт возрастных, психологических и индивидуальных особенностей ребенка.
- Комплексность методов психологического воздействия.
- Возрастание сложности.
- Учет объема и степени разнообразия материала.
Основные методы программы:
— Метод двигательных ритмов.
.- Метод тактильного опознания предметов.
— Метод звукодыхательных упражнений.
— Релаксационный метод.
— Метод подвижных игр.
— Конструктивно-рисуночный метод.
— Метод дидактических игр.
— Метод психогимнастики.
— Метод коммуникативных игр
Содержание программы определено с учетом дидактических принципов, которые для детей с ЗПР приобретают особую значимость: от простого к сложному, систематичность, доступность и повторяемость материала.